про информационные технологии и личную эффективность

Позднее Ctrl + ↑

Протестировал сервис сквозной аналитики UTMSTAT

Что понравилось:

  1. Цена низкая (сравниваю с Roistat). C 3-мя номерами около 3000 руб. в месяц.
  2. Много готовых интеграций из коробки. Трэкает Звонки, Чаты, Почту, Директ, Адвордс.
    Можно посчитать стоимость заявки из любого источника сразу, без программирования.
  3. Простой в настройке, есть документация. Поддержка отвечает быстро.
  4. Бот, который находит ошибки в настройках и разметке.

Что можно было бы улучшить:

  1. Юзабилити интерфейса админки. Она очень простая на бутстрапе (AdminLTE), думаю отсюда и невысокая стоимость решения. С другой стороны — «Вам шашечки или ехать?»
  2. Сервис сделан под типовые запросы малого бизнеса. Хорошо подойдет под интернет-магазин. Под сферу услуг, автосалон или автосервис нужно допиливать.
  3. Нет возможности импортировать старые данные о посещениях сайта, звонках, заявках. Статистику придется собирать с нуля. Все события трэкаются собственным пикселем UTMSTAT.

Общее впечатление от сервиса — положительное. Буду пробовать его в реальном проекте. И думаю насчет интеграции с Сервисфон-ом.

Сколько стоит продуктовая команда в ИТ?

От начала работы над ИТ-продуктом до первых платящих пользователей уходит от 6 месяцев до 2-х лет.

Команда из 5 человек в регионах (на дошираке) обходится около 300 тыс. руб. в месяц. Это если основатель не получает зарплату и параллельно где-то работает. 1 год работы → 3 млн. 600 тыс. руб.

В крупных компаниях, с хорошим офисом, печеньками, кофе и соц. пакетом 1 человек обходится в 500 тыс. руб. Команда из 5 человек = 2,5 млн. руб. 1 год работы → 30 млн. руб.

За 1 месяц сильная команда может проверить 2-4 идеи (гипотезы). Среднестатическая команда проверит 1 гипотезу за месяц. Получаем стоимость проверки 1 гипотезы от 100 тыс. до 2,5 млн. руб.

9 из 10 гипотез не сработают. Получаем стоимость 1 рабочей гипотезы от 1 до 2,5 млн. руб.

От рабочей гипотезы до рабочего продукта проходит от 6 мес. до 2-х лет.

И что?
— Тренируем навык создания гипотез, которые легко проверить и которые дают кратный рост.
— Команда из 5 человек не может взять в работу гипотезу, которая принесет менее 2 млн. руб.
— КПД команды решает. Если команда не может проверить 2-4 гипотезы за месяц, то создать полезный продукт не получится.

Как мы объединили 20 баз данных 1С при помощи Rabbit MQ

В половине компаний, с которыми я работал, в качестве основной учетной системы используется 1С. И вокруг 1С есть еще 3-5 систем, которые должны быть с ней интегрированы.

Распространенные требования:
— Если добавили контрагента в CRM, он должен появиться в 1С.
— Если пришел звонок из АТС, он должен добавиться в историю контрагента.
— АТС должна по номеру телефона идентифицировать клиента.
— Информация о заказах с сайта, из личного кабинета, должна передаваться в 1С.

Самый быстрый способ интеграции, с точки зрения реализации, — обмен файлами по расписанию. Например, сервер 1С раз в день выгружает CSV-файл с контрагентами и другие системы его скачивают, а в ответ отправляют свой файл. У такого подхода много неудобств: — Если добавили контрагента, то пройдут сутки прежде чем он появится во всех системах.
— Если данные о контрагенте поменялись в нескольких системах, то возникнет конфликт версий (который нужно будет решать вручную).

Более сложный способ, с точки зрения разработки, — «безшовная интеграция». Каждое приложение отправляет данные в другие приложения в момент создания или изменения записи: сайт отправляет запрос в 1С в момент создания заказа, АТС отправляет статистику в 1С в момент звонка. У такого подхода есть свои недостатки:
— Это может сработать, когда вокруг 1С крутятся 2-3 системы. Если больше, отладить обмен данными будет очень сложно.
— 1С часто бывает занята: идет обновление конфигурации, бухгалтерия перепроводит документы, администратор перегружает роутер. Это приводит к тому, что все системы зависают, ожидая ответа от сервера.

Чтобы данные были синхронизированы, но при этом системы не тормозили друг-друга и не зависали, в Сервисфоне мы используем сервер очередей Rabbit MQ. Все системы отправляют данные в очередь Rabbit MQ. Каждая система читает очередь и делает пометку о том, что данные получены. Любая система может заблокировать изменение данных если это необходимо. Например, нельзя править карточку контрагента на сайте, пока её правят в 1С.

Сообщения отправляются в формате JSON (с недавних пор 1С поддерживает JSON из коробки). Сам Rabbit MQ почти не требует ресурсов и внимания (работает без перезагрузки более 1 года, разворачивается за 2 часа). Средненький сервер тянет 20 баз 1С без тормозов, нагрузка примерно 20 сообщений в секунду. Про технические нюансы и грабли напишу отдельную статью, если кому интересно.